6 Ноября 2024
В конце 1920-х годов в США после ошеломительного успеха двух вышедших подряд книжных бестселлеров о микробиологах: «Эрроусмит» Синклера Льюиса и «Охотники за микробами» Пола де Крайфа — голливудские продюсеры не на шутку заинтересовались темой микробов. Американские воротилы верно решили, что хорошо продающаяся книга обеспечит популярность и фильму, поэтому в 1931 году был экранизирован роман «Эрроусмит», который в отличие от произведения де Крайфа представлял собой более цельную историю, удобную для киноадаптации.
Фильм «Эрроусмит» (Arrowsmith) от студии MGM, повествующий о подвигах вымышленного учёного, изучающего вспышку чумы в экзотической стране, завоевал популярность не только зрителей, но и критиков: четыре номинации на Оскар и внушительная касса! В 1930-х биографические картины были в моде, поэтому остальные киностудии ринулись нарезать книгу де Крайфа о реальных микробиологах на отдельные сюжеты.
Так, например, Warner Bros. вложилась во всемирно известное имя Луи Пастера и не прогадала. Фильм «Повесть о Луи Пастере» (The Story of Louis Pasteur) 1936 года стал настоящим триумфом микробиологии в кино: рекордные сборы в США и остальном мире, три статуэтки Оскар и Золотой Венецианский лев. Прославляя жизнь и достижения французского отца-основателя бактериологии (и при этом имея так мало сходства с реальностью), фильм вызвал дикую зависть у немцев — извечных конкурентов французов — из-за чего нацистское правительство даже постановило срочно снять достойный ответ на американскую поделку, и в 1939 году в Европе вышел «Роберт Кох, победитель смерти» (Robert Koch, der Bekämpfer des Todes).
Metro-Goldwyn-Mayer (на заставке которой красовался всем известный рычащий лев) сделала ставку на американский патриотизм, выпустив в 1938 году «Жёлтого Джека» (Yellow Jack), в котором национальный герой Уолтер Рид — военврач, майор армии США, расследовал вспышку жёлтой лихорадки (т.н. жёлтого Джека) на Кубе. Похожий сюжет был и у конкурентов из Universal Pictures в ленте «Преступление доктора Галлета» (The Crime of Doctor Hallet), где выдуманный микробиолог совершает преступление, чтобы разработать вакцину от красной лихорадки в джунглях Суматры. Здесь же стоило бы вспомнить и о фильмах «Зелёный свет» (Green Light) 1937 года, рассказывающий об учёном, который оставляет комфорт большого города, чтобы работать над лекарством от пятнистой лихорадки Скалистых гор в дебрях западной Монтаны, а также о «Разрисованной вуали» (The Painted Veil) — экранизации романа С.Моэма 1934 года, в которой жена бактериолога вынуждена отправиться с мужем в отдалённую китайскую деревню для изучения эпидемии холеры.
В 1937 году главный хирург США Томас Парран-младший начал в стране кампанию по борьбе с сифилисом, чтобы заставить общественность считать это рядовым медицинским заболеванием, а не моральным стигматом. К государственной программе с удовольствием подключились и киноделы, выпустив в 1940 году «Магическую пулю доктора Эрлиха» (Dr. Ehrlich’s Magic Bullet) об основателе химиотерапии и создателе Сальварсана — первого в мире лекарства от бледной трепонемы. Руководству киностудии пришлось приложить немало сил, чтобы преодолеть один из важных пунктов «Кодекса кинопроизводства», по которому в фильмах было запрещено освещать тему сексуальной гигиены и венерических заболеваний, но игра стоила свеч — фильм ждал большой успех. К сожалению, на этом эра выдающихся героев-бактериологов в Голливуде подошла к концу.
В послевоенные годы, как ни прискорбно, в американском кино появляется больше насилия, ужасов и экшена. В глазах общественности микробиологи, из храбрых учёных, пытающихся излечивать болезни, превращаются в кинозлодеев, предающих научные принципы и использующих свои знания для создания ужасающего биологического оружия. В 1960-х кинотеатры и телевидение заполоняют десятки низкопробных фильмов, вроде «Гадкий кролик» (The Nasty Rabbit), «Агент для H.A.R.M.» (Agent for H.A.R.M.), «Дьявольский микроб» (The Satan Bug), «Мозг ценой в миллиард долларов» (Billion Dollar Brain), которые все как один повествуют о секретных суперагентах, спасающих мир от смертельных вирусов, разработанных учёными из СССР, Китая, Великобритании и даже из самих США.
В начале 1970-х годов были сняты две картины: «Человек Омега» (The Omega Man) и «Безумцы» (The Crazies), которые значительно отличались от предыдущих фильмов о биологическом оружии. Действие вымышленных инфекционных агентов в них заключалось уже не в том, чтобы вызывать болезни или смерть, а оказывать радикальное преобразующее воздействие на разум и тело хозяев. Другими словами, инфицированные люди в кино стали превращаться в монстров. Это клише надолго войдёт в американский кинематограф, вылившись в начале 2000-х в концепцию фильмов о «зомби-апокалипсисе», таких как «Обитель зла» (Resident Evil), «Я — легенда» (I Am Legend), «Война миров Z» (World War Z) и т.д., в которых хоть и будут иногда встречаться самоотверженные микробиологи, пытающиеся бороться с «инфернальным» инфекционным злом, но по большей части, всё же, пропагандирующие образ безумных учёных, создавших смертельное биологическое оружие и намеренно или по неосторожности, уничтоживших весь мир.
В конце XX века правительство США спохватилось, что «рупор кинопропаганды» слишком уж очернял работу микробиологов и инфекционистов. В стране наблюдался рост недоверия к учёным, повсеместный отказ от вакцинации и, как следствие, увеличения числа инфекционных заболеваний. Республиканские лоббисты спустили в лояльные продюсерские компании запрос на ленту, которая бы возвеличивала самоотверженный труд учёных-благодетелей. На просьбу откликнулась только Warner Bros., выпустив в 1995 картину «Эпидемия» (Outbreak). В ней рассказывалось о вспышке вымышленного Эбола-подобного вируса в небольшом городке в Калифорнии. Студия собрала звёздный состав актёров, пригласила именитого режиссёра, выстроила точные копии интерьеров научно-исследовательских институтов и лабораторий; специалисты из центров по контролю инфекционных заболеваний США (CDC) готовы были оказать любую посильную помощь, вот только… Режиссёр фильма Вольфганг Петерсен, прочитав сценарий и проконсультировавшись с эпидемиологами, решил, что он лучше учёных понимает, как надо снимать кино, и убедил продюсеров, что если они хотят собрать кассу, то фильм должен быть не научным, а зрелищным! Руководство Warner Bros., конечно же, согласилось, и в фильме тут же появились сумасбродные погони на вертолётах, взрывы, военные-фанатики, отдающие приказы уничтожить всё население городка и мн.др. Научная составляющая в «Эпидемии» тоже была «припудрена»: например, вирус в фильме размножался и заражал организм человека всего за один час, синтез лекарства занимал считанные минуты, а инъекция лекарства вызывала мгновенное выздоровление. Картина хоть и имела коммерческий успех, но в итоге не создавала в мозгу у зрителей правильные образы работы правительственных структур и учёных-исследователей во время бедствий.
Вторая попытка была предпринята всё той же Warner Bros. в 2011 году. На экраны вышел фильм-катастрофа «Заражение» (Contagion), о борьбе государственных медицинских учреждений с пандемией выдуманного вируса. В этот раз почти все шаги разработки сценария и съёмок курировались специалистами Центров CDC и ВОЗ. В кино точно (насколько это возможно) была показана кропотливая, вдумчивая и профессиональная работа микробиологов, эпидемиологов, инфекционистов, врачей и организаторов здравоохранения; их самоотверженность и нелёгкий труд. Точно был воспроизведён механизм вспышки инфекционного заболевания. Да и в целом, несмотря на науку, фильм оставался интересной, захватывающей и глубокой драмой — критики и учёные были в восторге. Даже в прокате «Заражение» смогло окупиться, но только популярности у зрителей фильм всё равно не снискал. Никакие усилия популяризаторов науки и реклама правительственных учреждений не смогли загнать людей в кинотеатры, чтобы изменить и обелить образ учёных-медиков в массовом сознании. Сделал это только сам Господь Бог. Во время пандемии COVID-19, когда всё население земли сидело, запертое в квартирах, перед экранами телевизоров и мониторов, рейтинги и просмотры фильмов «Эпидемия» и «Заражение» подскочили до небес. Так, пускай хоть и не надолго, но в голливудском кино снова засияла звезда бесстрашных и героических микробиологов, всегда готовых спасти человечество.
P.S. Напоминаем, что коллекцию фильмов о микробиологах, эпидемиях и инфекциях вы всегда сможете найти на странице: https://amrhub.ru/films.
Автор: Андрей Алексеевич Авраменко — м.н.с. лаборатории биоинформатики НИИ антимикробной химиотерапии (Смоленск).