support@antibiotic.ru

Shigella boydii — почему такое название?

7 Декабря 2022

Автор: Андрей Алексеевич Авраменко — м.н.с. лаборатории биоинформатики НИИ антимикробной химиотерапии (Смоленск).

***

Shigella boydii (подгруппа C) — грамотрицательная, факультативно анаэробная, неподвижная, споронеобразующая бактерия, возбудитель дизентерийного шигеллёза.


SHIGELLA

Родовое название «Shigella» дано микроорганизму в честь японского бактериолога Киёси С(Ш)ига (1871-1957), о котором мы уже писали ранее.


BOYDII

Видовое название «boydii» микроорганизм получил в честь шотландского бактериолога, офицера Ордена Британской империи, сэра Джона Бойда (John Smith Knox Boyd; 1891-1981).

Джон Бойд (1913 год)

Джон Бойд родился на юго-западе Шотландии в небольшом городке Ларгс графства Эршир. Его предки происходили из старинного клана Бойдов, чем он очень гордился. Его отец Джон Нокс Бойд всю жизнь прослужил банковским агентом в Королевском банке Шотландии. С семьёй они жили скромно, но дружно; в небольшом домишке с крохотным садом, окружённом с одной стороны зелёными лугами, а с другой — берегом залива Фёрт-оф-Клайд.

Тартан равнинного клана Бойдов

Джон считал детство самым счастливым и беззаботным временем своей жизни, когда он мог спокойно играть, рыбачить и плотничать целыми днями напролёт. Зимой, когда все дороги вокруг заносило снегом, он с удовольствием проводил время за книгами из отцовской библиотеки. А вот учиться Джон не любил и едва смог закончить школу в 1908 году. Почему после этого 17-летний мальчишка решил стать врачом, не знал никто — даже он сам, но Джон так истово поверил в своё предназначение, что даже смог убедить членов Фонда Карнеги (Carnegie Trust for the Universities of Scotland) выделить ему деньги на обучение в Университете Глазго. Однако, когда дело дошло до финального оформления документов, оценки в его дипломе заставили попечительский совет засомневаться. Впервые в истории фонда мальчику было решено выдать не безвозмездный грант, а своего рода образовательный кредит — часть денег необходимо было вернуть Фонду после трудоустройства. Джона Бойда такое решение устраивало, и он скорее засобирался в «старый добрый Глазго». Родная тётушка, работавшая учительницей в его школе, только смеялась: «Таким бездарям как ты, не место в университете!»

Непривыкшему учиться Бойду в высшей школе действительно пришлось нелегко, но после первой сессии в нём пробудились скрытые таланты. Уже через два года ему назначили именную стипендию за "Выдающиеся успехи в учении", а в 1913-ом он закончил университет с золотой медалью и званием «учшего выпускника года». После этого он успел поработать хирургом в гинекологическом отделении, врачом-клиницистом и даже сплавал на небольшом судне до Мьянмы и обратно в качестве судового врача, вернувшись в Глазго за несколько дней до начала Первой мировой войны. Узнав о призыве добровольцев на фронт, воинственная кровь предков забурлила в Бойде, и он немедленно вступил в Королевский армейский медицинский корпус (RAMC).

На полях Франции Джон Бойд спасал солдат от отравления хлором, оперировал несчастных с «траншейной стопой», колол страдающим морфий, а летом 1916-ого получил звание офицера и был направлен в бактериологическую лабораторию для борьбы c эпидемией малярии и дизентерии. Бойд добился значительных успехов в изучении этих двух заболеваний: для малярии он доказал эффективность продлённой инфузии хинина, что спасло не одну сотню жизней; а для дизентерии он разработал метод диагностики на основе микроскопии слизистого экссудата, ставший впоследствии референсным. В сентябре 1918-ого в Салониках Бойд заразился «испанкой» — пандемия гриппа тогда ещё только начиналась. Болезнь протекала долго и тяжело. В госпитале за ним ухаживала молодая девушка — Элизабет Эдгар — которую Бойд позвал замуж.

После войны Джон Бойд с женой вернулся в родную Шотландию, где непродолжительное время занимался изучением сифилиса; к этому периоду относятся его первые научные публикации, посвящённые реакции Вассермана и гонококковой вакцинотерапии. В 1920-ом он решил перейти на постоянную службу в RAMC, где всерьёз посвятил себя тропической медицине. Через девять лет Бойд получил назначение в Индию и просто влюбился в эту страну. Его дневники полны увлекательных историй о переходе через снежные мосты во время отпуска в Кашмире, о посещении церемоний во дворцах махараджей в Шимле. Он путешествовал по Индии на автомобиле, собирал бабочек, коллекционировал туркменские ковры, при любой возможности играл в гольф на, казалось бы, совершенно неприспособленных для этого полях. Но кроме созерцания живописных пейзажей, диковинных птиц и животных, Бойд ещё и в полной мере использовал те уникальные возможности, которые страна предоставляла для профессионального эпидемиолога.

Находясь на должности начальника армейских лабораторий, он исследовал т.н. «группы неагглютинирующих дизентерийных бацилл Флекснера». Девятилетний труд вылился для него в создание впечатляющей коллекции изолятов, состоящей из нескольких тысяч образцов, а также в первую всеобъемлющую классификацию дизентерийных бацилл. На основании разработанного им метода определения групповых и типоспецифических антигенов Бойд смог разделить маннит-положительные бактерии на две большие группы: «Флекснера» (с шестью серотипами) и «другую» (тоже с шестью серотипами). Примечательно, что врождённая скромность не позволила Джону Бойду назвать открытую им новую разновидность возбудителя дизентерии своим именем [boydii] — это сделает за него Ассоциация микробиологов в 1950 году.

К началу Второй мировой войны 50-летний Джон Бойд дослужился до подполковника и возглавлял Департамент по разработке вакцин для нужд армии в Лондоне (Army Vaccine Department). Его богатый боевой опыт пригодился стране в трудную минуту. В 1938-39 годах в кратчайшие сроки он смог наладить и масштабировать производство столбнячного анатоксина и комбинированной тифоидной вакцины (TAB vaccine), а также разработать концепцию бустерной вакцинации солдат. В 1940-43 годах Бойда, повысив в звании до полковника, перебросили в Каир на Североафриканский театр войны, где он занялся лечением хорошо знакомых малярии и дизентерии. Здесь он пытался создать вакцину от дизентерии (безуспешно) и впервые применил фаготерапию (тоже безуспешно); зато крайне эффективны оказались мобильные бригады при военно-полевых станциях переливания крови, идею которых он поддержал и помог организовать. В 1944 году, вернувшись в Европу, Бойд начал снабжать войска пенициллином, попутно разрабатывая стандарты его применения в хирургии, а также во время высадки союзных войск в Нормандии он блестяще спланировал операцию по доставке на французский берег замороженной крови для раненых солдат, с помощью скоростных катеров и самодельных рефрижераторных контейнеров.

Джон Бойд (1946 год)

В 1946 году генерал-майор Джон Бойд решил, что армии с него достаточно и подал наконец, на радость жене, в отставку. Однако «в отставку» не значит «на пенсию». Приняв приглашение возглавить Лабораторию тропической медицины им. Генри Веллкома в Лондоне (Wellcome Laboratories of Tropical Medicine), Бойд решил поработать в своё удовольствие над давно интересовавшей его проблемой — фаготерапией. Подчинённые считали, что «...он был замечательным начальником, проницательным, осмотрительным и склонным к консерватизму, но как только он принимал решение относительно дальнейшего плана действий, то становился прямым, энергичным и никогда не сомневался в своём выборе...»

Лаборатория тропической медицины Веллкома в Лондоне (1955 год)

В 1948 году (в 57 лет) у Бойда наконец-то дойдут руки защитить степень доктора медицины в Университете Глазго. Он будет ещё работать во многочисленных комитетах, будет избран почётным членом нескольких обществ, получит много наград, станет сэром-рыцарем, переживёт жену Элизабет, затем снова женится в 66 лет на дочке своего секретаря, переживёт и вторую жену, отпразднует 90-летие с друзьями и сослуживцами в знаменитом Мэншн-Хаузе (Mansion House) и спустя два месяца умрёт от сердечного приступа в своём роскошном саду в окружении зелени и птиц. Во время поминальной службы один из лучших друзей скажет о нём: «Джон Бойд был похож на солдата, но говорил, как член Королевского общества. Если кто-то и мог гармонично сочетать в себе противоречащие друг другу идеалы Марса [бог войны] и Асклепия [бог врачевания], то это мог быть только Джон Бойд.»

Джон Бойд (1968 год)


Источники и дополнительные материалы:

  • Энтеробактерии (руководство для врачей). Голубева, Килессо, Киселева. Под ред. Покровского. М.: Медицина, 1985.
  • Simon Paul Hardy, Werner Kőhler, Investigating bacillary dysentery: The role of laboratory, technique and people, International Journal of Medical Microbiology, Volume 296, Issues 4–5, 2006, Pages 171-178.
    doi: 10.1016/j.ijmm.2006.02.010
  • Lampel KA, Formal SB, Maurelli AT. A Brief History of Shigella. EcoSal Plus. 2018 Jan;8(1).
    doi: 10.1128/ecosalplus.ESP-0006-2017
  • Goodwin, L. G. (1982). "John Smith Knox Boyd. 18 September 1891 – 10 June 1981". Biographical Memoirs of Fellows of the Royal Society. 28: 27–57.
    doi: 10.1098/rsbm.1982.0002
  • Boyd, J. (1938). The antigenic structure of the mannitol-fermenting group of dysentery bacilli. Epidemiology and Infection, 38(4), 477-499.
    doi: 10.1017/S0022172400011335